sonikrom (sonikrom) wrote,
sonikrom
sonikrom

Как не надо поступать руководителю (взгляд подчиненного) - 1

Я успела уже не один раз сменить работу и поработать с разными людьми в роли руководителей. Идеальных руководителей нет, это понятно. Но наличие одного-двух пороков еще можно простить, а вот если их больше – руководитель хорошим уже не будет ни для кого. Поэтому я буду собирать все пороки разных руководителей и обобщать их, чтобы (ах, мечты-мечты!) руководители взглянули на себя под другим ракурсом и (возможно) исправили некоторые свои пороки, чтобы меньше задалбывать подчиненных.

Принцип «что позволено Юпитеру, то не позволено быку». История стара, как мир, и повторяется раз за разом. Добравшись до руководядительского кресла, бывшие подчиненные внезапно начинают ощущать себя богоизбранными и позволяют себе все то, за что их когда-то шпыняли в роли подчиненных, и за что они теперь шпыняют подчиненных.
Пример: Руководитель без зазрения совести опаздывает на час, два, полдня, обедает по несколько часов, может без какого-либо объяснения вообще не прийти на работу, уйти по своим делам в любое время, даже никого не предупредив. В то время как работники жестко караются за пятиминутные опоздания, лишаются премии за отпрашивания с работы или за уход на больничный. Сюда же можно добавить ситуацию с отпусками – руководитель идет так, как ему удобно, подчиненные так, как удобно руководителю, или вообще не идут.
Руководитель не имеет права требовать от подчиненных того, что сам соблюдать не намерен. В начале моей трудовой деятельности у меня была директор, которая это правило соблюдала неукоснительно. На работу она всегда приходила до начала рабочего дня и уходила позже всех. Если работников отправляли на какие-то поденные работы (бюджетное учреждение, часто приходило и грузчиками, и уборщиками становиться), она вставала рядом с работниками и так же все таскала, драила, убирала. Обучение чему-либо – она в первых же рядах. В такой ситуации наказания для нерадивых сотрудников воспринимались адекватно. Не было ощущения, что начальник оборзел и себе до фига позволяет. Если же сам руководитель – разгильдяй, то с разгильдяйством подчиненных ему придется просто смириться, чтобы не выглядеть самодуром и просто придурком.
Мелочность. Очень часто руководители страдают стремлением все контролировать, до несущественных мелочей, которые преспокойно можно оставить на совести подчиненного.
Пример: Руководитель вместо координации и управления общим ходом проекта пытается влезть в работу каждого, лично проконтролировать цвет, размер, шрифт, отступ первой строки (да, сталкивалась и с таким), порядок на столах у подчиненных и в шкафах. Это не выдумки – та же директор страдала этим в тяжелой форме. Она указывала, как в шкафу должны располагаться личные вещи сотрудников, и что вот эту тряпочку нужно положить на эту полку, а цветы в кабинетах должны расти строго вверх. Собственно, такое поведение свойственно многим женщинам-руководителям, синдром хранительницы очага сказывается, очевидно. Практически все руководительницы стремились устроить в кабинетах подчиненных (в которых сами они не работают) свой порядок, чтобы все было красиво, радовало глаз, когда они заходят в них раз в месяц. Удобство подчиненных не рассматривалось.
Руководитель не должен опускаться до мелочей. Потому что от этого возникает ощущение, что ему просто нечем заняться, вот дурью и мается. И компетентность этого руководителя в глазах подчиненных резко снижается.
Синдром педагога. Чаще встречается у тех, кто имеет педагогическое образование. Еще хуже – если имеет педагогический опыт, это уже полный атас. Для такого руководителя коллектив представляется чем-то вроде ясельной группы несмышленышей, которых надо воспитывать и социализировать.
Пример: Руководитель очень любит воспитательные мероприятия, строго соблюдает все процедуры поощрения и порицания, его обращение с сотрудниками больше напоминает нянечку в детсаду или мамочку, любит, когда сотрудники собираются большой, дружной семьей, любуется на эту семью и умиляется.
Главная проблема этого синдрома в том, что руководителю плевать на результат работы. «Я не хочу, чтобы вы это сделали, я хочу, чтобы вы задолбались». Ему нужно не просто, чтобы было сделано это, но сделано именно так, а не иначе, именно этим методом, чтобы сотрудник сделал правильные с его точки зрения выводы, покаялся в ошибках, осознал, в чем не прав… Конечно, мнение руководителя ни в чем оспаривать нельзя. Ибо нос еще не дорос! И в том, что работа так и не сделана виноват не руководитель, который не может организовать работу, а глупенькие подчиненные, ну, что с них возьмешь, «онижедети». Часто синдром совмещается с предыдущим пунктом, т.к. за этими малышами постоянно нужен глаз да глаз, того и гляди, что-то натворят!
В коллективе у такого руководителя просто рай для всяких халявщиков. Ведь тут надо не работать, а просто позволить руководителю себя повоспитывать, а если что не получилось – просто покаяться. Адекватные взрослые люди такое терпеть просто не будут и быстро сбегут.
Либеральный стиль. Или попустительский. Вот даже не берусь сказать, что хуже – откровенное самодурство и диктат или либерализм руководителя. Либерал-руководитель пускает все на самотек, вообще не интересуясь тем, что творится в коллективе и организации.
Пример: В одной небольшой фирме руководитель приезжал только для того, чтобы забрать выручку. В дела фирмы он вообще не вникал, отдав все на откуп работникам. В случаях, когда требовалось присутствие руководителя (оплата аренды, которую постоянно задерживали, претензии клиентов, общение с крупными партнерами), руководитель просто прятался, не отвечал на звонки, обещал приехать и не приезжал. В один прекрасный день все сотрудники потребовали расчет.
С одной стороны, руководитель должен доверять своим сотрудникам, а с другой – контролировать ситуацию и понимать свою ответственность. Не такой простой баланс, конечно, но придется его соблюдать, если хочется, чтобы работа шла нормальным ходом. Либералу повезет, если ему достанутся ответственные и решительные сотрудники, которые возьмут все заботы на себя, а то ведь можно нарваться и на тех, кто все подгребет под себя или просто будет мошенничать, спекулируя на куриной вялости такого руководителя.

Это самые раздражающие пороки руководителей, с которыми я сталкивалась. И, пожалуй, самые критические, которые сильно влияли на работу и настроение коллектива. Есть и более мелкие, которые скорее раздражают, но о них будет сказано отдельно.

Tags: вредные начальники
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 107 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Featured Posts from This Journal